Предприятия

Опыт развития социального партнерства с работодателями

 

Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования» предусматривает следующие изменения в системе среднего профессионального образования: инновационный характер профессионального образования будет обеспечиваться за счет интеграции ряда образовательных программ с реальным производством, в томчисле посредством предоставления образовательных услуг ведущими предприятиями соответствующих отраслей.

       

Социальное партнерство в системе профессионального образования – важный элементв формировании современного подхода к профессиональному образованию: показатель реальной заинтересованности общества и его дальнейшем развитии в целях повышения благосостоянияи конкурентноспособности государства. Это – обязательное условие успешной деятельности образовательного учреждения профессионального образования, основанное на системе отношений образовательных учреждений с предприятиями на основе влияния, согласования и реализации всех участников этих отношений.

         Важнейшими социальными партнерами Бузулукского колледжа промышленности и транспортаявляются работодатели, которые имеют экономическую заинтересованность в выпускниках.Для самого БКПТ развитие системы социального партнерства создает необходимые условия для качественной профессиональной подготовки конкурентноспособных выпускников.

         Ярким примером взаимовыгодного сотрудничества является система социального партнерства, созданная БКПТ ОГУ и ООО «Бузулукская нефтесервисная компания», ООО «Западныеэлектрические сети», ООО «Бузулукэнергонефть», ООО «Барьер». Ежегодно студенты проходят производственную и преддипломную практику на этих предприятиях. По письменному согласованию между ООО «БНК» и колледжем, по производственной необходимости, в связи с расширениемпредприятия студенты выпускного курса в настоящее время проходят рассредоточенную практику по рабочим профессиям

         Для реализации инновационно-образовательной программы ООО «Бузулукская нефтесервисная компания» выделила БКПТ подъемник для прохождения стажировки помощника бурильщика, стоимостью 800000 рублей, установку для первичной очистки нефти «Спутник» стоимостью500000 рублей, 2 комплекта фонтанной арматуры, ООО «Западные электрические сети» и ЦБПОПРЭПУ помогло в оборудовании спецлабораторий современным оборудованием: станция управления, погружные центробежные насосы и т. д.. Для выполнения целей и задач инновационной программы создан координационный совет, в который вошли представители образовательного учреждения и предприятий. В ООО «БНК» оборудуется современный учебный класс, в котором будут проводиться практические занятия со студентами БКПТ. Одновременно внедрены новые механизмы взаимодействия с работодателями: проведено анкетирование работодателей, на основании которого составлен перечень требований к профессиональной подготовки выпускников колледжа.При непосредственном участии представителей предприятий были разработаны:

  • Квалификационные характеристики по профессиям;
  • Учебно-планирующая документация с учетом нового оборудования;
  • Учебные планы теоретического и производственного обучения;
  • Методические рекомендации по работе с новым оборудованием для обучающихся.

Для преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения отделом подготовки кадров ООО «БНК» была организована стажировка на конкретных рабочих местах. Учитывая тот факт, что в современных условиях в подготовке специалистов на первый план выдвигается не готовый набор профессиональных навыков, а деятельностно –организационная способность человека «расти» в профессии, его умение анализировать свой профессиональный уровень, педагогический коллектив колледжа при участие работодателей широко используетв учебном процессе практико-ориентированные методы обучения: решение конкретных практических ситуаций, моделирование проблемных ситуаций будущей специальности, производственных задач, курсовое проектирование по конкретной производственной тематике.

Немаловажным индикатором качества знаний обучающихся является практико-ориентированность дипломных проектов, подготовленных по темам заявленных работодателем, как значимые. Представители предприятий ежегодно проводят контроль качества подготовки специалистов путем участия в работе государственных аттестационных комиссий при проведении итоговой государственной аттестации выпускников. В настоящее время представители предприятий принимают участие в разработке основных профессиональных образовательных программ по профессиям и специальностям, востребованным на предприятиях, на основе ФГОС 3 поколения.

     Первостепенными задачами, реализуемыми в колледже и работодателями являются:

  • Создание рабочих групп сотрудников предприятий и педагогов колледжа для разработки профессиональных образовательных программ, а именно: распределение вариативной части программ – определение профессиональных модулей (виды деятельности), направленныхна значительное приближение подготовки рабочих и специалистов к требованиям предприятий – партнеров, обеспечение связей процессов обучения студентов с предприятием, на котором им предстоит работать.
  • Проведение экспертизы профессиональных образовательных программ профессиональных модулей.
  • Создание на предприятиях отдела сертификации для проведения независимой экспертизы компетенций выпускников БКПТ.
  • Объединение мероприятий по профориентационной работе в целях повышения престижа рабочих профессий, информирование, знакомство с предприятием, проведение обзорных экскурсий.

Таким образом, социальное партнерство предприятий- работодателей и колледжа основанноена плодотворном сотрудничестве, позволило создать на базе БКПТ инновационное простанство, включающее в себя образовательный, производственновнедренческий компоненты для создания системы подготовки современных рабочих кадров и специалистов среднего рабочего звена. Эффективное социальное партнерство на уровне Бузулукского колледжа промышленностии транспорта и работодателей позволяет преодолеть диспропорции рынка труда с точки зрения спроса и предложения умений, компетенций и квалификаций, что повышает возможности трудоустройства выпускников и эффективной реализации их потенциала, а также содействует целям регионального развития и формирования рабочей силы востребованной в Оренбуржье.